Первый профессиональный портал зооиндустрии Первый профессиональный портал зооиндустрии
На главную Добавить в избранное Карта сайта Написать письмо Версия для печати Обратная связь

ZooWeb.ru - участник СПЗ



Рассылка на Subscribe.Ru

Сергей СПИРИН, Председатель правления Союза предприятий зообизнеса

17.09.2005 Сергей СПИРИН, Председатель правления Союза предприятий зообизнеса
Сергей СПИРИН, Председатель правления Союза предприятий зообизнеса
»«

увеличить

Формирование и развитие рыночных отношений в сфере зообизнеса
предполагает не только развитие различных форм собственности, но и вносит определенные различия и группирования по различным признакам внутри представителей каждой формы собственности.
Применительно к сегодняшнему дню можно говорить о трех группах собственников в нашей среде: представители крупного бизнеса; среднего бизнеса; малого бизнеса. Сохранение, развитие и защита частной собственности является единым корпоративным интересом, объединяющим все эти группы. Но на этом весь корпоративный интерес себя исчерпывает. Хотя надо отдать должное тому, что именно этот корпоративный интерес является цементирующей силой всего слоя собственников, определяя общую линию поведения в вопросах собственности и отношений, возникающих по поводу собственности и вокруг собственности. Однако каждая из этих трех групп имеет свои внутренние корпоративные интересы, имеет свою позицию и видение экономической политики, государства, социальных проблем.
Крупный капитал неизбежно объективно тяготеет к интеграционным формам своей деятельности, с одной стороны, поглощая более мелких партнеров или, по крайней мере, держа их под контролем, втягивая их в свою орбиту и используя в своих интересах, и, с другой - сам втягивается в международные интегральные структуры, теряя порой свою независимость, выполняя волю более сильных партнеров. Ярким примером являются взаимоотношения МАРС и РОЯЛ КАНИН, ПУРИНА и НЕСТЛЕ и т.п.
Средний бизнес, средний собственник в большей мере в своей повседневной деятельности зависит от внутренней экономической конъюнктуры, вынужден вести конкурентную борьбу в своей группе, с группой крупного капитала и иностранным капиталом. Столь сложное положение делает его заинтересованным в определенной мере в защите со стороны государства, в защите внутреннего рынка, в создании "правил игры", которые обеспечивали бы стабильность его положения. Поэтому он заинтересован и в государственном заказе, как гарантированной части прибыли, в защите его продукции на внутреннем рынке, в создании такой кредитно-финансовой системы, которая обеспечивала бы ему возможность не только простого воспроизводства, но и развития, в том числе и технологического. К среднему бизнесу можно отнести отечественных производителей кормов, ветеринарных препаратов, зооаксессуаров, которые развивают свое дело на производственных мощностях пищевой, биологической и легкой промышленности, модернизируя средства производства и обеспечивая качество товара по существующим на сегодняшний день требованиям.
 И, наконец, представители малого бизнеса, мелкий собственник. Это особая группа, требующая наиболее пристального внимания в силу следующих причин:
- она наиболее многочисленна и составляет 99,9 % всего зообизнеса страны;
- по уровню жизни и своему социальному положению она мало чем отличается от других групп населения России;
- в системе отношений, складывающихся по поводу собственности, она испытывает наибольшие трудности и сложности и с правовой точки зрения является наименее защищенной;
- отличается наибольшей аполитичностью среди слоя собственников. Вместе с тем проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угроз в целом корпоративным интересам (ущемлением права частной собственности или тем более угрозы ее ликвидации);
- является наименее подготовленным в правовом и общеобразовательном плане.
Хотелось бы остановиться на кратком анализе каждой из указанных причин, рассматривая их как факторы, оказывающие прямое и косвенное воздействие на происходящие в этой группе экономические, социальные, политические и криминальные процессы.
1. Именно эта группа создает ту самую низкую и притом самую разветвленную основу, которая позволяет выходить в массовом масштабе на потребителя, создавать массовую продукцию и услуги первой необходимости, гибко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру в сфере спроса и предложения. Эта гибкость, оперативность, "отзывчивость" на изменение спроса и появления новых конкретных потребностей и определяет, особенно на ранних этапах, рентабельность развития собственного дела, эффективность рыночных отношений. При этом необходимо иметь ввиду ряд важнейших моментов, влияющих на массовость, гибкость и оперативность действий этой группы собственников.
Во-первых, материальные условия жизни граждан России и необходимость рассчитывать на себя, вовлекает объективно в нашу среду все большее количество людей, порой имеющих весьма далекое отношение к зообизнесу, не знающих его специфики.
Во-вторых, занятие малым бизнесом является и определенным способом самовыражения, самоутверждения личности, опыт и знания которой оказались малопригодными в системе государственной собственности.
В-третьих, участие в этом роде деятельности отвечает психологическому складу и склонности к определенному образу жизни конкретных людей. Формирующееся новое поколение людей, для которых "мелкобуржуазное сознание собственника" является НОРМАЛЬНЫМ, принимает активное участие в становлении зообизнеса.
В-четвертых, мелкий предприниматель, напрямую связанный с потребителем, знает его потребности, возможности и готов их немедленно удовлетворить, т.к. оперативность и качество обслуживания являются для него единственным средством выдержать конкуренцию с государственным сектором и представителями крупного капитала.
Таким образом, данный фактор определяет позитивную тенденцию развития малого бизнеса в области зооиндустрии, ветеринарии и зоотехнии. Его стимулирование со стороны законодателя, центральной и местной власти может способствовать не только насыщению рынка отечественной зоопродукцией, но и обеспечивает быстроту оборачиваемости рубля, т.к. мелкий собственник не только удовлетворяет потребности потребителя, но и сам является массовым потребителем, в первую очередь той, которая нужна ему для укрепления и расширения собственного производства.
Мы согласны с утверждением, что крупный капитал в лице банков, является кровеносной финансовой системой экономики страны. Но! Предприятия зообизнеса принимают активное участие в работе механизма, который в значительной мере обеспечивает жизнедеятельность этой кровеносной системы, так основной оборот "живого" рубля приходится на зоомагазины, ветеринарные аптеки сферу ветеринарных услуг непродуктивным (комнатным) животным. Поэтому всемерное развитие среднего и малого зообизнеса в сфере производства товаров, торговли и ветеринарных услуг - один из важнейших рычагов насыщения рынка товарами и удовлетворения потребностей населения отечественной, а значит недорогой продукцией. Именно поэтому необходима государственная политика в отношении зообизнеса, нужны конкретные программы его поддержки, (правовые, экономические, социальные меры) особенно на местном уровне, со стороны государства в целом и местных органов власти в особенности.
2. Предприниматель зообизнеса по условиям своей жизни мало чем отличается от рядового гражданина. Он не имеет не только сверхприбыли, но порой даже и гарантированного минимума прибыли, необходимого для простого воспроизводства, а тем более для расширенного производства. Его в той же, а чаще всего в еще большей степени давят налоги, вынуждая сплошь и рядом работать на грани закона. В целях сохранения своего дела и получения необходимых средств на его развитие представитель зообизнеса вынужден идти на значительное увеличение своего рабочего дня, отказываться от выходных дней и отпусков, рассчитывая главным образом на безвозмездный труд своих родственников, отрывая от учебы детей подросткового возраста.
На практике представитель зообизнеса оказывается в двойственном положении: с одной стороны, он представитель частного сектора, что формально уравнивает его с представителя крупного бизнеса, с другой - условия его жизни и деятельности и положение активного потребителя таковы, что вынуждают его в повседневной жизни тяготеть к обществу своих потенциальных клиентов, являющихся основным источником его прибыли. А это значит, что и в его поведении присутствуют позиции и интересы не только того слоя, к которому он формально принадлежит, но и тех социальных групп, с которыми он постоянно общается по роду своей деятельности и условиям жизни.
Данный фактор определяет общественное поведение представителя зообизнеса, осознание им своей прямой зависимости от национальной основы, национальных интересов, что и составляет питательную почву для его патриотических настроений. К сожалению, эти настроения могут принять самую крайнюю форму и толкнуть представителя это группы на поддержку наиболее радикальных, националистических сил.
3. Представитель зообизнеса в слое собственников оказывается в настоящее время в наиболее сложном положении. Сложность эта определяется рядом моментов, наиболее важными из которых являются следующие.
Во-первых, мнение и позиция представителя зообизнеса учитывается постольку, поскольку он вообще отнесен к слою собственников в целом. При таком подходе наши насущные групповые потребности, проблемы и заботы государством не учитываются. Это и порождает первый круг сложностей для представителя зообизнеса и заставляет его рассчитывать на самого себя и на свою изворотливость.
Во-вторых, сложными остаются наши взаимоотношения с государством. Нежелание государства видеть в представителе зообизнеса субъекта экономических отношений, одного из наиболее подвижных участников процесса формирования зоорынка, порождает ряд негативных последствий, как для мелкого собственника, так и для самого государства. Таким последствием является то, что мы не имеем каких-либо льгот ни в кредитной, ни в финансовой, на в налоговой системах, не имеем какой-либо таможенной защиты для товаров, производимых на внутреннем рынке. Это ведет к разорению мелкого производителя зоотоваров и услуг или к созданию для него необычайно сложных условий выживания. Такая политика подталкивает нас к выводу, что предпринимательская деятельность становится невыгодной (производство товаров и деятельность в сфере производственного обслуживания) и в большей мере мы можем утвердиться в торговле или посредничестве.
Есть еще одна сторона такого пренебрежительного отношения государства - мы остались один на один с организованной преступностью, рэкетиром, шантажистом, грабителем на начальном этапе зарождения зообизнеса, с постановкой, так называемой криминальной "крыши", которая сегодня переходит на другой качественный уровень, на уровень отдельных представителей государственных силовых ведомств. При таком положении представитель зообизнеса становится легкой добычей преступника. Отказ делиться с ним прибылью, отдать часть своего заработанного состояния, передать собственность в чужие руки неизбежно ведет к насилию над ним вплоть до физического уничтожения. Таких примеров достаточно по всей стране. К сожалению, ни органы внутренних дел, ни средства массовой информации не акцентируют внимание на жертвах из нашей среды. Это и понятно. Среди нас нет громких имен, крупного капитала, а на рядовых, никому неизвестных именах политику не сделаешь. Поэтому зообизнес сам вынужден искать пути отлаживания своих отношений с преступным миром и нередко, в силу объективных и субъективных причин, оказывается втянутым в преступную деятельность.
В-третьих, не менее сложными и противоречивыми оказываются отношения представителя зообизнеса с местной властью. Гибкое реагирование малого бизнеса на потребности потребителя обеспечивает его поддержку со стороны местного самоуправления. Однако надо признать, что эта поддержка носит весьма ограниченный характер. Более того, на местном уровне мы оказываемся в полной зависимости от чиновника, для которого в большинстве случаев его служебное место стало своеобразным "товаром". Несовершенство законодательства, в частности ветеринарного, позволяет чиновнику использовать свое служебное место, во-первых, для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителя зообизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, зачастую не имеющих под собой никакой юридической почвы, а порой и откровенно игнорирующих и так устаревшее законодательство, и, во-вторых, для личного вторжения в непосредственную коммерческую деятельность с созданием при этом для себя предпочтительных условий (соучредительство, официальная либо неофициальная доля в прибыли предприятия). Иначе говоря, создавшееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, первой и наиболее массовой жертвой, которой является малый бизнес.
Таким образом, неурегулированность отношений представителя зообизнеса с государством и властью, Государственной ветеринарной инспекцией в частности, стремление последней не столько организовать и стимулировать развитие зообизнеса и защищать его представителей, сколько использовать для получения денег в казну и собственного благополучия, делает зообизнес настолько бесправным и беззащитным, что при продолжении такой политики он неизбежно окажется среди наиболее горячих сторонников изменения характера власти и ее политики. Это тем более важно оценивать, т.к. именно представитель малого бизнеса зооиидустрии является, как уже было сказано, наиболее массовым участником слоя собственников в своей среде и от его общественного, политического поведения будет зависеть возможность и эффективность проведения многих экономических акций в развитии нового и имеющего огромный для страны потенциал вида бизнеса.
 Поведение государства по отношению к собственнику вообще и мелкому в особенности может привести к взрывному развитию зоорынка и созданию базы для благополучия населения, или к неизбежному экономическому краху зообизнеса в целом.

Сергей СПИРИН,
Председатель правления Союза предприятий зообизнеса
 
   |  
Каталог компаний      
Регионы:
Все 
Сферы деятельности:
Все 
Название компании:
Аквариумные принадлежности
Террариумные принадлежности
Товары для собак
Товары для кошек
Товары для птиц
Товары для мелких животных и грызунов
Принадлежности для содержания животных в саду
Ветеринария
Специализированные масс-медиа
Зоовыставки, ветеринарные выставки, мероприятия
Государственные структуры
Ассоциации и общественные организации
Интернет-магазины товаров для животных
Разное

 Зарегистрироваться в каталоге 

Анонс дня


ЗооТВ


Событие дня


Зоосфера-2014


Новый номер


Новый номер


Новый номер


Новый номер


E-mail: info@zooweb.ru
Все права принадлежат компании ZooWeb © 2004
Rambler's Top100