Первый профессиональный портал зооиндустрии Первый профессиональный портал зооиндустрии
На главную Добавить в избранное Карта сайта Написать письмо Версия для печати Обратная связь

ZooWeb.ru - участник СПЗ



Рассылка на Subscribe.Ru

кулинарные рецепты

Елизавета Добкина. Золотая рыбка

5 июня 2006 Елизавета Добкина. Золотая рыбка
Елизавета Добкина. Золотая рыбка
"Эксперт Северо-Запад"
N 21(274)
5 июня 2006

Разводчики декоративных рыбок выходят из подполья, их бизнес приобретает цивилизованные формы.
В любом виде бизнеса, на любом рынке есть свои лидеры и свои секреты мастерства. Такой экзотический бизнес, как торговля аквариумными рыбками, - не исключение. Директор компании "Живой уголок" Дмитрий Першин рассказал корреспонденту "Эксперта С-З" о том, как из кустарного промысла выросла компания, занимающая 10% российского оптового рынка декоративных рыб и аквариумных растений.

- Наше хозяйство одним из первых в России стало импортировать декоративных рыбок и аквариумные растения. Мы покупаем рыбу как у частных разводчиков Санкт-Петербурга и Москвы, так и у зарубежных поставщиков, затем передерживаем рыб в карантине, при необходимости лечим их и постепенно отгружаем в зоомагазины Петербурга, северо-запада и других регионов страны. "Передержка" технологически необходима в том числе потому, что грузовую партию невозможно сразу отправить в магазин: ему столько не нужно. Пополнять запасы магазина лучше понемногу, но регулярно - раз в неделю.
Наша компания создавалась в 1997-1998 годах для снабжения сети зоомагазинов рыбками и аквариумными растениями в большом ассортименте. Без такой площадки это было бы невозможно. С тех пор мы увеличили свою оптовую базу в три раза. Сейчас похожие хозяйства создаются в Москве, в Петербурге они пока что гораздо меньше. Эти площадки создают наши вчерашние "сдатчики" рыбы - частники, которые по квартирам занимались разведением рыбок. Кто-то из них накопил достаточно средств и решился на расширение своих хозяйств, аренду площадей, использование наемного труда. Они повторяют наш путь.

- Сколько в России компаний, подобных вашей? Какую долю вы занимаете на рынке?
- На этот вопрос я могу ответить только приблизительно. Думаю, что регулярных компаний-импортеров - пять, может быть, десять. Мы занимаем примерно 10% российского рынка. В Петербурге около половины аквариумных рыбок поставляется нашей компанией, вторая половина - это рыбки, привезенные импортерами из Москвы и других городов, а также квартирное разведение. Сегодня оно еще играет какую-то роль, хотя с каждым годом эта роль уменьшается.

- С чем это связано?
- Объем потребления на этом рынке постоянно увеличивается, и квартирное разведение не может удовлетворить спрос, а фермерского у нас нет: климат не позволяет. Частники не могут предложить большой объем продукта, им сложно делать поставки вовремя, сложно успевать за изменением спроса: торговля просит один вид, а у них готов другой. Зоомагазинам выгоднее покупать рыбок, которых в больших количествах выращивают азиатские фермеры. В то же время у отдельных частных разводчиков качество рыб может быть выше.

Частный бизнес за железным занавесом

- Как выглядел рынок до появления компаний, подобных "Живому уголку"?
- До нашего появления принцип торговли рыбами был другой. Любители, прежде всего в больших городах - Москве, Ленинграде, Екатеринбурге, Челябинске, других городах-миллионниках, разводили рыбок дома и торговали ими частным образом на городских "птичьих рынках". В больших городах на "птичьих рынках" была развитая индустрия, но чем меньше город, тем меньше эти рынки. В моем родном Белгороде это выглядело совсем примитивно.

- А что продавалось в государственных зоомагазинах?
- Во времена СССР государство вообще не занималось торговлей аквариумными рыбками, не импортировало их. Торговля шла только частным образом - частники поставляли рыбок и аквариумные растения в зоомагазины.

- Откуда же брались рыбки, которых потом разводили в квартирах?
- Кто-то ездил в командировки. Что-то привозили моряки дальнего плавания, что-то везли люди, которые занимались промысловым рыбоводством и интересовались разведением декоративных рыб. Ассортимент был очень ограничен. Как только появилась возможность легально импортировать рыб, количество декоративных видов и подвидов на рынке принципиально увеличилось.
Когда рухнул железный занавес, бизнесмены стали импортировать рыбок. Основные черты этих первых попыток - самые простые и живучие виды, редкие поставки, случайный выбор поставщиков, отсутствие выверенной логистики. Это были пробные шаги. Сегодня такая форма деятельности тоже живет и развивается. Есть импортеры, которые только привозят и растаможивают товар, а потом раздают его подрядчикам.

Логистика для барбуса

- Насколько расширился ассортимент благодаря новым возможностям?
- В нашем товарообороте около 200 позиций, однако мы не держим на базе 200 видов одновременно: это физически невозможно и просто не имеет смысла. Есть около 10 базовых видов, которые нужны постоянно. Например, мелкая стайная рыбка типа голубого неона должна быть у нас всегда и на базе, и в зоомагазинах - ее мы закупаем примерно по 10 тыс. в месяц. Эта рыба производится по большей части в России, общий объем продаж - до миллиона в месяц. Еще видов 50 взаимозаменяемы, но тоже важны. Остальные 140 требуются время от времени. Крупные и дорогие рыбы продаются поштучно.

- Какие рыбки продаются лучше всего - самые яркие? Или самые неприхотливые?
- Никаких чудес. В советское время предлагался очень ограниченный ассортимент: неоны, гуппи, барбус суматранский, золотые рыбки разные. Принципиальных изменений в том, что касается ассортимента, не произошло. Но, как и в любом бизнесе, есть волны интереса к тем или иным видам. Допустим, сегодня подогрет интерес к барбусам. Вероятно, это связано с тем, что два года назад в индийских речках был обнаружен новый вид барбуса. Через некоторое время возрастет популярность какого-нибудь другого вида.

- Аквариумные рыбки - товар хрупкий. Чтобы не понести большие убытки, вам, вероятно, требовалось весьма тщательно отлаживать логистическую схему?
- Транспортировка из азиатских стран не нами придумана - мы воспользовались наработками наших поставщиков: используем термоконтейнеры, пакеты, заполненные кислородом, химические грелки.
В том, что касается логистики, наш рынок очень специфический. Только 10 позиций в нашем товарообороте являются структурообразующими. Остальные - или взаимозаменяемые виды, или очень близкие семейства, или вариации одного и того же вида. Поэтому здесь нет тех проблем, с которыми я сталкивался, работая в фирмах, торгующих зоотоварами, где нужно отслеживать всю статистику по каждому артикулу: сколько товара сегодня на складе, сколько в пути, сколько заказано на четыре месяца вперед.

- С другой стороны, живой товар может пробыть в пути, в контейнере очень недолго.
- Да, это непростая задача. При перевозке рыбок мы должны уложиться в 30?32 часа: больше они не выдерживают. Если путь от поставщика, с которым мы хотели бы работать, занимает больше времени, этот вариант нам, скорее всего, не подойдет. На сегодняшний день мы осуществляем поставки из Сингапура, Малайзии, думаем о поставках из Индонезии. Доствка товара в Петербург, наверное, проще, чем из Петербурга в регионы России, особенно в города с суровым климатом - Сургут, Братск, Норильск.
Импортные грузовые партии почти всегда приходится везти с перевалкой. Гораздо надежнее сделать ее, например, во Франкфурте или Хельсинки, чем поручить эту миссию, допустим, нашим авиаперевозчикам в Москве. Европейские подрядчики стремятся поддерживать заявленный уровень сервиса. А вот отправить груз из Петербурга через Москву на Кавказ можно только в том случае, если конкретные лица, чуть ли не знакомые и приятели, берутся отследить перевалку груза с одного самолета на другой. Это требует максимального напряжения от моих сотрудников, от авиаперевозчика и грузополучателя. Результат может быть непредсказуем.

В России культура транспортировки живого груза пока крайне низка…

- Насколько сильно ваши возможности дистрибуции товара ограничены низким уровнем перевалки живого груза?
- Достаточно серьезно. Например, до прошлой осени были прямые рейсы из Петербурга в Братск. Мы регулярно поставляли товар, наш клиент организовал розничную торговлю рыбками в самом Братске и в двух-трех магазинах региона. Однако осенью авиакомпания изменила расписание и теперь прямых рейсов Петербург - Братск просто нет. Совершать героические усилия, переваливая товар через Москву, как я уже говорил, нет смысла. Нам пришлось отказаться от сотрудничества с этим клиентом, и пока что он приостановил торговлю рыбками на полгода. Возможно, в дальнейшем ему удастся найти поставщиков в Москве.

- Вы много на этом потеряли?
- Нет, все это очень небольшие объемы продаж. Минимальная партия товара стоит 10 тыс. рублей, она помещается в два стандартных термоконтейнера. С точки зрения бизнеса, очень маленькие деньги, но в то же время это нормальный объем товара для обычного зоомагазина в регионах. Лучшие магазины могут брать шесть термоконтейнеров одновременно. Такая партия в рознице будет распродана примерно за месяц, магазин выручит в среднем 60 тыс. рублей.

- Общение с таможней доставляет вам какие-нибудь проблемы?
- В общем, нет. Возможно, потому, что на фоне импортеров других товаров наш бизнес - копеечный. В среднем мы импортируем по 25 тыс. рыбок в месяц. Партию ни разу не задерживали. С самых первых дней общения с таможней и авиаперевозчиками мы пытались вызвать у них положительные эмоции. Объясняли, что это рыбки - живые существа, а не промышленные товары, и сутки задержки они просто не переживут. Мы рассчитываем на нормальное человеческое отношение, и это помогает.

Рыбка-приманка

- Кто является конечным потребителем вашего товара?
- Можно выделить две группы потребителей. Во-первых, аквариум часто заводят в офисе. Это характерная российская черта - аквариум как часть офисного интерьера. Другая группа - семьи с детьми. Родители хотят, чтобы ребенок, ухаживая за рыбкой, получил первый опыт заботы о ком-то. Часто люди покупают якобы для детей, но на самом деле так проявляется ностальгия по их собственному детству, когда у них тоже был аквариум. В любом случае, содержание рыбок - интересное хобби. Сейчас мы наблюдаем рост интереса к аквариумистике, который идет вслед за волной популярности клубных кошек, собак. Она и сегодня сильна, но этот рынок уже насытился.

- Насколько велика доля рыбок в продажах зоомагазинов?
- Наверное, в пределах 10%. Зоомагазин получает прибыль именно за счет продажи зоотоваров. Торговля рыбками в зоомагазине в лучшем случае будет безубыточной, поскольку расходы, связанные с этим товаром, весьма значительны. Рыбки продаются в небольшом количестве.
Однако торговля живым товаром - важная имиджевая часть работы зоомагазина.

- Магазин, в котором что-то плавает, шевелится, шуршит, более привлекателен для покупателя?
- Конечно, магазин, где есть животные, просто интереснее покупателю. Ребенок туда маму лишний раз за руку затянет. Сейчас в Петербурге открылись зоомагазины в новых "О'Кей" - на Богатырском и на Новочеркасской. И хотя люди приходят в гипермаркет с совершенно другой целью, эти живые рыбки, по словам продавцов, работают как завлекающий фактор. Здесь мы тоже не придумали ничего нового. Известен подобный европейский опыт. Зообизнес вырос, и сегодня возможности зоомагазинов позволяют выделить площади для продажи рыбок, приобрести специальное оборудование.

- Как вам удается расширять клиентскую базу?
- Наш рынок все эти годы формировался стихийно. Компания "Живой уголок" росла и совершенствовала свою работу, и одновременно с нами росли и развивались наши потенциальные клиенты - владельцы магазинов в Петербурге и регионах. Со временем они получили возможность освоить и такой, как я уже объяснял, непростой сегмент рынка. В нашем бизнесе нецелесообразно использовать агрессивную рекламу, навязывать покупателю свой товар. Результат таких продаж будет печальным. Рыбки, повторюсь, товар живой и достаточно прихотливый, поэтому не следует продавать их человеку, который не имеет достаточно знаний и навыков для работы с ними. Он привезет рыбку в свой магазин, в котором для нее просто нет условий, и она погибнет. Погубить это беспомощное животное достаточно просто. Поэтому навязывать нельзя. Покупатель должен созреть для того, чтобы купить товар у компании "Живой уголок". Нам следует убедить его, что мы работаем лучше, качественнее, аккуратнее соблюдаем сроки, учитываем все мелочи.

- То есть нужно сделать так, чтобы покупатель "созрел"?- По большому счету, да.

- Как вы этого добиваетесь?
- Необходимо делиться с клиентами всеми теми знаниями, которыми мы обладаем. Мы ничего не потеряем, если поделимся знаниями о том, как ухаживать за нашим товаром. Работы много, рынок до сих пор нецивилизованный. Есть еще множество магазинов, где сохраняется очень примитивное понимание того, как правильно рыбок покупать, сохранять и продавать. Наверное, должно пройти время, с каждым годом будет немножко лучше. Наш сайт "Живая вода" создан именно для того, чтобы аккуратно формировать общественное мнение, популяризировать культуру содержания этих животных в домашних условиях. По возможности мы стараемся давать советы и рекомендации, свои рецепты, как рыбок сохранить и преумножить. Наверное, благодаря сайту мы и получили необходимый приток новых клиентов - как конечных потребителей, так и владельцев зоомагазинов.

 
   |  
Каталог компаний      
Регионы:
Все 
Сферы деятельности:
Все 
Название компании:
Аквариумные принадлежности
Террариумные принадлежности
Товары для собак
Товары для кошек
Товары для птиц
Товары для мелких животных и грызунов
Принадлежности для содержания животных в саду
Ветеринария
Специализированные масс-медиа
Зоовыставки, ветеринарные выставки, мероприятия
Государственные структуры
Ассоциации и общественные организации
Интернет-магазины товаров для животных
Разное

 Зарегистрироваться в каталоге 

Анонс дня


ЗооТВ


Событие дня


Зоосфера-2014


Новый номер


Новый номер


Новый номер


Новый номер


E-mail: info@zooweb.ru
Все права принадлежат компании ZooWeb © 2004
Rambler's Top100